Шедевр ужасов и сатиры Ромеро "Рассвет мертвецов" был существенно переиздан Дарио Ардженто для итальянского рынка и переименован в "Зомби", потому что это хорошее название для фильма о зомби, а фильма с таким названием еще не было.

Первый из них, несмотря на отсутствие реального отношения к повествованию или производству, был сделан под названием, которое практически гарантировало ему успех: Zombi 2.

Когда пришло время выпускать фильм в англоязычном мире, ему дали путаное название Zombi, потому что это хорошее название для фильма о зомби, а фильма с таким названием еще не было. Так что нет, "Зомби 2" не является собственным сиквелом, хотя у американских кинозрителей были все основания задаться этим вопросом.

Кстати, британцы, будучи британцами, придумали чуть более выразительное название: "Зомби-плотоеды". Это название оказалось обоюдоострым мечом, когда фильм, на тот момент один из самых кровавых из когда-либо выпущенных, стал одной из самых громких знаменитостей чистки "Video Nasties" в 1980-х годах. Но это уже разговор не по теме. Как бы вы ни называли этот фильм - "Зомби 2", "Зомби" или "Пожиратели плоти зомби", он стал знаковым: хотя это был не первый итальянский каннибалистический фильм о нежити, он был самым успешным с большим отрывом, и в последующее десятилетие эта страна увидит взрыв фильмов о зомби, количество которых едва поддается подсчету.

Разумные люди могут спорить о том, является ли существование мощного поджанра итальянских фильмов о зомби поводом для радости, но для любого, кто хоть немного интересуется культурой фильмов ужасов последних тридцати лет, это неизбежная сила природы, с которой нужно бороться.

Согласитесь, что это не так.

Не только американский слэшер может соперничать с размахом итальянского зомби-кино. Я бы отметил, что если бы "Хэллоуин" и "Пятница 13-е" были объединены в один фильм, это был бы аналог "Зомби 2" в соответствующем жанре.

Кроме того, если бы "Хэллоуин" и "Пятница 13-е" были объединены в один фильм, это был бы аналог "Зомби 2" в соответствующем жанре.

Прежде чем продолжить, я должен сделать признание: за свои 26 лет жизни я поддерживал активный интерес к кино ужасов по крайней мере восемь или девять лет и был студентом gore и exploitation cinema более трех лет, и за все это время я не видел ни одного фильма одного из самых важных итальянских режиссеров ужасов, Лучио Фульчи, до этого фильма. По сравнению с таким человеком, как Ардженто, Фульчи не очень легко узнать, используя возможности интернета, но вот что мне удалось выяснить: почти все англоязычные критики считают "Зомби 2" его лучшим фильмом; его фильмы часто считаются сомнительными с точки зрения развития персонажей и логики сюжета; хотя он способен на такую же сюрреалистическую визуальную поэзию, как Ардженто или Марио Бава, он не так склонен, как они, оправдывать весь фильм броскими образами.

.

И действительно, "Зомби 2" показался мне меньше, чем сумма его частей: есть отдельные кадры и сцены, которые являются одними из самых богатых, которые я видел в фильме ужасов, но фильм в целом вызывает ощущение, что его держали вместе с помощью плевков и куриной проволоки. Но в этом и заключается радость итальянских фильмов ужасов, потому что отдельные сцены иногда работают настолько хорошо, что хочется встать и аплодировать, или упасть в обморок, или и то, и другое.

Фильм открывается таким моментом: первый кадр - крупный план ствола пистолета, направленного на камеру, второй - тело, завернутое в белый саван, медленно поднимающееся с кровати, третий - великолепный образ человека, держащего пистолет, силуэт которого виден на фоне открытой двери, а пыльный свет окружает его как ореол, четвертый - крупный план взрыва внутренностей, которые вытекают из тела, когда он стреляет в него.

Кадр, снятый в фильме, - крупным планом.

Четыре кадра, времени почти не прошло, а фильм уже начал пинать зрителя под зад. Это еще одна из радостей итальянских ужасов: скучные вещи, такие как экспозиция, хоронятся в пользу мечтательных видений импрессионистического насилия.

Одна из вещей, за которые "Зомби 2" редко ставят в заслугу, заключается в том, что это ранний пример - я не готов назвать его первым, хотя если и есть предшественник, я не смог его найти - фильма, который сочетает в себе два основных типа фильмов о зомби. Фильм Ромеро "Ночь живых мертвецов" обычно упоминается как ключевой в истории изображения графического насилия на экране, но у него есть и другой момент, не столь важный, но тоже заслуживающий комментария.

До этого фильма действие подавляющего большинства фильмов о зомби происходило на Карибских островах, зомби оживали благодаря проклятию вуду, а главным злодеем был злой колдун, намеревающийся создать частную армию нежити.

Как и в предыдущих фильмах, в большинстве из них действие происходило на Карибских островах.

Зомби сами по себе были грозными только потому, что нежить по своей природе страшна, но кроме того, что они ходили и были мертвыми, они почти ничего не делали. По такому шаблону были сняты "Белый зомби", "Я шагал с зомби" и многие другие фильмы, которые в наши дни обычно и небезосновательно считаются атмосферными, но не страшными, и немного слишком простецкими для их собственного блага. После Ромеро фильмы о зомби были почти исключительно о трупах, оживающих практически в любом месте, происхождение которых могло быть практически любым - проклятие, болезнь или что-то необъяснимое - и чьим modus operandi было впасть в безумие и поедать людей.

"Зомби 2" объединяет эти две идеи: это "пожирающий висцера" фильм, действие которого происходит в неизведанном месте Вест-Индии под названием Матул, где нежить, предположительно, существует из-за древнего проклятия вуду, но вместо того, чтобы бродить вокруг, управляя машинами и пугая кавказских посетителей, они, как говорится, braaainsssssss.

Судить этот фильм с точки зрения таких мелочей, как сюжет, тема и характер, было бы упражнением в упущении смысла. По сути, это история Анны Тисы Фэрроу, чей отец исчез, и газетного репортера Питера Йена МакКаллоха, который помогает ей идти по следу до Карибского моря, где они встречаются с американскими туристами Брайаном Элом Кливером и Сьюзен Ауреттой Гей, Последний из которых имеет обескураживающую склонность нырять без одежды, кроме стрингов - без сомнения, это обращение к похотливым вкусам мужской аудитории, но все, о чем я мог думать, это о том, как сильно нейлоновые ремешки бутылки должны натирать в местах, не предназначенных для натирания.

В конце концов, четверо прибывают на Матул, где находят доктора Менарда Ричарда Джонсона, расследующего возможные причины недавней волны плотоядной нежити. В том, что я должен считать самым уникальным элементом всего фильма, Менард не пытается использовать легионы зомби в своих целях, а на самом деле пытается вылечить серьезную проблему со здоровьем.

Само собой разумеется, что начинается настоящий ад и отгрызается множество конечностей, прежде чем выжившим удается избежать ироничной судьбы. Но мы здесь не для этого. Этот фильм не об острове зомби и пропавшем отце девочки, а о сцене, в которой конкистадоры восстают из могил, или о сцене, в которой глаз женщины медленно насаживается на деревянную щепку, или о сцене, в которой зомби сражается с гребаной акулой - пример еще одной старой традиции итальянских фильмов ужасов: сцены, которые заставляют вас бояться за безопасность животного.

.

Моменты, сочетающие ужас и жуть с гипнотическими, сюрреалистическими образами. Это то, что мы ищем в итальянском фильме о зомби, а не актерскую игру, которая колеблется между ужасной и очень хорошей, от Фэрроу до Джонсона, и не часто произвольный и медленно развивающийся сюжет, хотя фильм заканчивается возвращением к чему-то, о чем, я был уверен, Фульчи забыл, и на самом деле его повествование более связное, чем необходимо, если такое возможно.

"Зомби 2", возможно, не самый сюрреалистичный из итальянских фильмов, но образы, жестокие и по-своему прекрасные, по-своему вне времени. Более того, сценарий, в котором были заложены эти образы, в то время был чем-то непохожим на все, что было до этого, и называть "Зомби 2" подделкой под Ромеро - грубая ошибка, гораздо более понятная, чем то, что появится позже.

Это лучшее из того и другого.

На самом деле, это лучшее из двух миров: потрясающие визуальные эффекты в необычайно сильной обстановке для жанра и страны. Он не идеален и не является произведением искусства, но для ценителей зомби, особенно для тех из нас, кто, как и я, пришел в этот фильм задом наперед, это сокровищница изобретений и общей кинематографической солидности.

Но эта сцена глазного нетерпения ничего не оставляет для воображения. Отзывы в этой серии.


Навигация

Comments