Дом, который построил Джек мультфильм

Картина о серийном убийце и его весьма нетривиальном взгляде на мир еще до премьеры вызвала целый шквал возмущения и критики - в случае фон Триера без этого не обходится практически ни одно творение режиссера. В итоге "Дом, который построил Джек" оправдал ожидания и поклонников, и критиков, оказавшись по-настоящему тошнотворным, жестоким, смешным и полным философских размышлений.

Они расчленяют женщин, убивают детей, калечат животных и спорят о гармонии между природой и искусством - и это еще не самое интересное.

Фильм начинается с черного экрана и главного героя Джека Мэтта Диллона, рассказывающего компаньону по имени Вердж Бруно Ганцу о своих приключениях в качестве серийного убийцы. Диалог мужчин - нить повествования, состоящего из пяти отдельных эпизодов, каждый из которых связан с конкретным убийством.

Диалог мужчин - нить повествования, состоящего из пяти отдельных эпизодов, каждый из которых связан с конкретным убийством.

Это семидесятые или начало восьмидесятых, точно неясно. Джек, страдающий обсессивно-компульсивным расстройством, манией чистоты и порядка вокруг и кучей других психических заболеваний, с детства хотел стать архитектором, но вынужден зарабатывать на хлеб инженером. Это его, мягко говоря, не радует - Джек проводит параллель между архитектором и инженером, сравнивая их с композитором и автором песен. <Первый создает музыку, а второй просто играет ее. Подобные размышления не просто важны для него, они являются главной движущей силой, толкающей героя на путь маньяка.

Mr.

Мистер Изощренность, как он сам себя называет, жестко выглядит, хладнокровен и начисто лишен эмпатии. Чтобы общаться с окружающими, Джек проводит много времени, тренируясь перед зеркалом, пытаясь имитировать основные человеческие эмоции. В то же время он чрезвычайно ловкий и изворотливый манипулятор - по крайней мере, так говорит сам фон Триер, вставляя в полотно мини-сцены с Джеком, держащим таблички с соответствующими эпитетами.

В конце фильма этот человек - маньяк.

К концу фильма маньяк говорит, что за свою жизнь он убил более шестидесяти человек: мужчин, женщин и детей, но повествование строится всего на нескольких ключевых убийствах. Первая жертва, героиня Умы Турман, встречает Джека на дороге в лесу.

У женщины сломалась машина, и она требует, чтобы Джек помог ей ее починить и возил ее по делам. Вторая женщина, жертва маньяка, впускает его в дом, когда он представляется страховым агентом.

В третьем эпизоде Джек убивает сразу трех человек: женщину и двух ее маленьких детей, причем режиссер не уточняет, являются ли они семьей самого убийцы.

В третьем эпизоде Джек убивает сразу трех человек: женщину и двух ее маленьких детей.

Четвертая история вращается вокруг девушки по имени Жаклин, которую убийца называет Общей, а пятая рассказывает о странном приятеле Джека, единственном мужчине среди показанных жертв.

Одно общее у этих людей - то, что все они непробиваемые тупицы и рождены "овцами на заклание", и это не моя оценка их поведения, а то, как режиссер характеризует их, когда включает в сюжет размышления героев о стихах Блейка и божественной, вечной природе жертвы и ее палача. В этом смысле фон Триер пользуется очевидным художественным допущением, переводя жертв маньяка из людей, живущих в реальности, в персонажей, выписанных на отдельных листах, с которыми, как в песочнице, балуется Джек.

Но даже при всех допущениях и намеренной цели автора "скрести металлом по стеклу" большинство сцен становится неудобно воспринимать как игру архетипов и метафор, сцены с расчленением детей не работают по-настоящему. Потому что фильмы фон Триера никогда не строятся на реализме натуралистичных сцен убийств - да, вы должны увидеть "Дом, который построил Джек" в контексте его фильмов, заставляющих задуматься.

В то время как предыдущий фильм, "Нимфоманка", исследовал природу Эроса, любви и похоти, "Дом, который построил Джек" сосредоточился на Танатосе, смерти, ее красоте и обязательности.

Эти два фильма построены в похожем ключе, один и тот же диалог между двумя точками зрения, но если в "Нимфоманке" спорили необузданная, страстная Вульва и томный пенис Разума, то в "Доме..." естественная гармония жестокой, высшей силы Смерти, работающей руками Джека, и холодный голос Разума настроены друг против друга.

В этом смысле фильм об искусстве, о борьбе двух его начал - дионисийского и аполлонического, но не только. Постепенно зритель понимает, что Вергилий - это Вергилий, проводник Данте в "Божественной комедии", который в конце фильма ведет Джека, наконец-то завершившего свой дом, в подземный мир. Этот персонаж выбран не случайно. В разговоре с главным героем фильма автор бессмертной "Энеиды" выбирает сторону классического повествования - любое произведение, даже самое, казалось бы, жестокое и ужасное, построено на конфликте, борьбе начал и символов, и является результатом кропотливой работы ума.

Мотивацией этой работы должен быть гуманизм, а целью - эксперимент, возможный только в фантазии, иначе ничто не имеет смысла. Джек, перенесший искусство со страниц и холстов в жизнь, утверждает обратное - творчество не является платформой для разума художника, который просто не может превратить фантазию в реальность из-за моральных законов нашей цивилизации.

Убийство и геноцид в этом смысле - единственное реальное выражение человеческой воли и тяги к прекрасному. Действие, в силу своей одномоментности и законченности, является самым верным решением, исключающим эпигонство бессмысленного и тривиального копирования. Каждая смерть уникальна и потому величественна.

В этом ключе фон Триер вряд ли на стороне Джека, но режиссер видит в его аргументах определенную пользу. Тем не менее, постепенно герой превращается из сильной, постоянно контролирующей себя личности, убивающей из стремления к величию, в вялого маньяка, действующего только по инстинкту. Дионисийское в этом смысле победило аполлоническое - "зверь" внутри Джека разорвал "волю", убив сначала расстройства, которые сформировали его сущность и дали ему необходимую основу для "смертельного искусства", а затем полностью разрушив все его желания.

Дионисийское в этом смысле победило аполлоническое.

Ад, на мой взгляд, показан в фильме за две вещи. Первое - это полная дисгармония подземного мира, которую фон Триер ловко передает с помощью камеры и звука: он меняет ракурсы и пленки, создает мешанину нелаконичных образов и приправляет все невыносимым гулом. Вторая роль Ада, как ни странно, юмористическая. Финальная сцена, когда Джек пытается выбраться из ада, намеренно провоцирует зрителя сопереживать отрицательному герою.

Титры

А титры с песней "Hit the road Jack", заменяющей сцену падения Джека в глубины ада, - явная насмешка над слишком чувствительными критиками и зрителями. В целом, Ларс фон Триер снова в своем репертуаре. Тем, кому нравятся его фильмы, обязательно стоит посмотреть "Дом, который построил Джек" - в конце концов, кто еще из современных режиссеров может позволить себе снять дешевый фильм на столь неоднозначную тему? Случайные зрители, не знакомые с творчеством эксцентричного мэтра, должны избегать этого фильма - натурализм и жестокость в нем зашкаливают.

Навигация

Comments